Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) сравнительно новый для системы основного общего образования. Ведется он уже второй год, но, к огромному сожалению, учебника по этому предмету в 5 и 6 классах пока не существует. В связи с этим на учителей и детей возлагается тройная нагрузка при подготовке к урокам. В сложившейся ситуации для того, что бы облегчить процесс усвоения курса ОДНКНР необходимо использовать как можно больше наглядных пособий, тем самым максимально визуализируя изучаемые темы. В МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии» для этих целей используется обширный историко-краеведческий материал, собранный на территории Железнодорожного района г. Ульяновска.
Так, в пятых классах для изучения тем «Истоки родной культуры», «Материальная культура» и «Духовная культура» разработано внеурочное занятие «Деньга, копейка, черепки». На этом занятии дети знакомятся с такими элементами материальной культуры рубежа XVII – XVIII веков как чернолощеная, краснолощеная и поливная керамика. Здесь акцентуируется внимание, на то, что бытовая керамика может рассматриваться не только как элемент материальной, но и духовной культуры. Далее перекидывается «мостик» к современному гончарному промыслу в селе Сухой Карсун Карсунского района нашей области. Для связи с курсом истории делается акцент, что в Древнем Египте керамические черепки – остраконы – использовались для нанесения записей и коротких писем, а в Древней Греции – для народного голосования.
Для иллюстрации меры стоимости керамики можно приводить медные монеты, которые также одновременно являются элементом и материальной, и духовной культуры. Для этой цели лучше всего использовать самые распространенные медные монеты нашего региона – ДЕНГА времен царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Как показывает педагогическая практика, знания, проиллюстрированные краеведческим материалом, усваиваются детьми значительно лучше.
Дмитрий Семенов