МБОУ "Гимназия № 30 им. Железной Дивизии"
город Ульяновск
  • УРОК-ЧАЕПИТИЕ «ТАТАРЫ-МИШАРИ СИМБИРСКОГО-УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЧАЕПИТИЯ»

    19 апреля 2024 года в МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии» прошло очередное занятие из учебно-воспитательного цикла «История в тарелке». Для учеников начальной школы был проведен урок-чаепитие «Татары-мишари симбирского-ульяновского края и особенности их чаепития». Занятие провели учитель начальной школы Ахметжанова Гульнара Абдулловна и учитель истории Семенов Дмитрий Юрьевич.
    УРОК-ЧАЕПИТИЕ «ТАТАРЫ-МИШАРИ СИМБИРСКОГО-УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЧАЕПИТИЯ».

            

     В качестве наглядного материала были использованы экспонаты комплексно-краеведческого музея «Винновская гора» МБОУ ДО «Центр детского творчества № 6»: кумганы латунный и чугунный (первая половина ХХ века), самовар латунный жаровой (рубеж XIX–XX вв.), латунный заварочный чайник (первая половина ХХ века), поднос для самовара латунный никелированный (рубеж XIX–XX вв.) и латунный таз (первая половина ХХ века).

             На занятии дети узнали историю татар-мишарей, научились заваривать татарский чай с ароматными степными травами и попробовали татарские сладости:  талкыш калеве, катлама, кэекча, чак-чак и вареный сахар с молоком по-татарски.

    Наша Ульяновская область, как и другие регионы Поволжья, многонациональная. Все народы у нас живут в дружбе и взаимопонимании. Больше всего, конечно, русских – 73%, второе место занимают татары – 12%. В Татарстане живут преимущественно казанские татары (по другому их называют – булгары), а у нас живут татары-мишари. Некоторые ученые считают, что мишари потомки сарматов и алан. В X веке булгары и мишари на территории современной Ульяновской области и соседних областей создали первое в нашем регионе государство – Волжская Булгария.

    В древности предки современных поволжских татар называли территорию нашей области «Гюлистан» – в переводе на русский – «Страна цветов». Называли так потому, что у нас идеальные природно-климатические условия для произрастания кормовых трав (для лошадей и коров) и множества лекарственных и ароматических трав, которые заваривали вместо чая: душица, чабрец, мята и другие.

    Самым дорогим и важным предметом в мишарской семье был жаровой самовар. Есть предположение, что первый медный самовар в мире был изготовлен предками мишарей еще в Волжской Булгарии.

    Татары-мишари встречают гостей чашкой чая и сопутствующим угощением. «Уважить гостя» значило напоить чаем. Принято выпить минимум три чашки. Если гостя чтут и хотят, чтобы он остался подольше, то наливают пиалу чуть больше половины, чтобы чай не остыл за разговорами. Если же хозяева торопятся, то наливают полную пиалу. Так гость понимает, что его визит ограничен.

    Сладость, похожая на снежную горку, называется талкыш калеве в переводе на русский «зимняя ива». Во времена Русско-турецкой войны 1877–1878 годов в армию были призваны более 40 тысяч татар.  На войне татарин из Казани Борхан Сайфуллин был взят в плен турками. Как пленный-мусульманин, он был определен не на грязные работы, а помощником в лавку сладостей. Там он научился рецептам турецкой халвы, а вернувшись в Российскую империю, воспроизвел эти рецепты из тех продуктов, что были под рукой: мед, сливочное масло, сахар, мука. Так и получился талкыш калеве  – татарская сладость с турецкими корнями.

    Сладость, похожая на закрученные ремни, катлама (в переводе на русский «обмотка, обвязка, ремень») – легкое фигурное печенье, тающее и нежно хрустящее. Это лакомство заимствовано из кухни братских русского и украинского народов, где оно называется хворост и вергуны. Ремень был важным элементом в одежде предков татар-мишарей. Пояс служил не только элементом одежды, но и защитой от злых духов, болезней, всяких бед и напастей. Поедая катламу, татары-мишари как бы символически ограждали себя от сил зла.

    Сладость, похожая на медовую горку – чак-чак (в переводе на русский означает «мелочь, мелкий»)  – печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом. Считается, что своим ярким цветом чак-чак символизирует солнце, а формой, вкусом и склеенностью — радушие, дружелюбие и сплоченность татарского народа. Где и когда появился чак-чак доподлинно неизвестно. По одной из версий хан Волжской Булгарии однажды потребовал, чтобы на свадьбе его сына подавали невиданное доселе угощение. Задача казалась нерешаемой, пока жена одного пастуха не преподнесла хану лапшу из муки и яиц, политую медом. Хан попробовал и пожелал своему наследнику такого же крепкого союза с женой, как склеенные между собой кусочки чак-чака, и столько детей, сколько горошин приклеится к этому блюду. 

    На занятии присутствовал депутат Ульяновской Городской Думы VI созыва, председатель Совета татарской национально-культурной автономии Железнодорожного района г. Ульяновска Абитов Рамиль Загитович. В конце занятия он поблагодарил педагогов и детей за интересное занятие и высказал идею создания в гимназии мини-музея национальных культур Ульяновской области. С экспонатами он обещал помочь. Рамиль Загитович преподнес ценный подарок – уникальную, великолепно иллюстрированную  книгу «Татарская национальная кухня» (2020).

    Семенов Дмитрий,

    Ахметжанова Гульнара

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie